Главная страница » Статьи » Так вот она какая — "школа полного дня"...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Так вот она какая — "школа полного дня"...

школа полного дня

Седьмой год в Москве идёт эксперимент по превращению школ обычных в школы необычные — «полного дня». В южнопортовом районе это чудо свершилось как минимум с тремя учебными заведениями.

Как повелось, «школа полного дня» — идея не новая, а хорошо забытая старая. Четверть столетия назад подобный опыт организации школьной деятельности уже имел место быть. Его основоположник Юрий Бабанский «группами продлённого дня» хотел оптимизировать процесс обучения. Этим же вопросом занимался и профессор Павел Пидкасистый. Но тогда, в 80-х, сильной необходимости в этом не было, а теперь пришло время вспомнить о старом опыте. Правда, какой-то определённой точки зрения по поводу того, хороша или плоха «школа полного дня» в современных реалиях, пока нет.

Эксперимент в угоду времени

ЦО № 1804 «Кожухово» числится школой полного дня, начиная с 2003 года. Его ставят в пример и начальники от образования, там есть всё: от яслей до центра творчества, и дети находятся под присмотром учебным и творческим чуть ли не с рождения и до поступления в ВУЗ. А учителя из других школ, лишённые тех возможностей, которые есть у Центра образования, тихо завидуют, мол, конечно, у них места много, а у нас «государство маловато — развернуться негде».

«Школы в нашем районе в большинстве своём свою материальную базу уже изжили, — сетует директор школы № 506 Светлана Крылова, — моя школа требует реконструкции, а денег нет. Я при всём своём желании не смогу сделать её школой полного дня. В своё время я защитила диссертацию на тему «Формирование творческой личности школьника в условиях общеобразовательной школы нового типа» и понимаю, что школа полного дня гораздо лучше может развить личность ребёнка, правда, не стоит списывать со счёта роль родителей. Я убеждена, что все идёт от семьи — ничто не заменит её психологический климат».

Как закалялась школа № 530

В начале был приказ департамента образования. Согласно ему, с 24 сентября 2003 года коррекционная школа № 530 стала работать в режиме полного дня. Появились дополнительные преподавательские кадры, детей обеспечили двухразовым бесплатным питанием. Классы в силу специфики школы небольшие, по 12 человек. Вместе с ребятами занимаются детишки из детского дома 51, они на вторую часть дня не остаются — у них своё расписание. А у остальных же день проходит так: после первых двух уроков в начальной школе «динамический час» — обычно это прогулка на свежем воздухе, а после 5 урока у малышей — обед, «взрослые» ученики едят после 6 урока. Снова прогулка и «тихий» час для маленьких школьников. У средних же классов начинаются «коррекционно-развивающие занятия» — выполнение домашнего задания, причём, со всеми вопросами можно подойти к учителю и попросить объяснить. Через час начинается время кружков. Их в школе 13. Помимо творческой составляющей в распоряжении ребят спортивный зал, видеотека. Большое внимание уделяется медицинскому обслуживанию, в школе можно получить консультацию психолога, работают дефектолог, социальный педагог. В 17.00 ребята уходят домой. Однако не все ученики остаются на вторую дня: 63 ребёнка в школе относятся к категории «инвалиды детства», и им нужен щадящий режим. Директор специальной (коррекционной) школы № 530 Наталия Корнева говорит, что есть и проблемы, связанные с «полным днем», во-первых, ребята устают — «целый день всё те же четыре стены», во-вторых, не хватает условий, в которых бы больные дети почувствовали себя уютно, в-третьих, не до конца решён вопрос с питанием. Часть детей ездит в школу из других районов, и их родители вынуждены писать учителям записки с просьбой отпускать своего ребёнка пораньше.

«Мы хотим стать школой здоровья»

Школа № 462 к эксперименту с «полным днём» присоединилась только в этом году. Заместитель директора по школе полного дня Надежда Стельмах утверждает, что главным аргументом по переведению школы на режим полного дня была «неблагоприятная обстановка в районе». Много детей либо в силу занятости родителей либо в виду пьянства последних остаются без присмотра. В школе же они будут накормлены и смогут себе найти занятие по душе. В распоряжении ребят 123 кружка и 27 «занимательных» предметов, помогающие расширить знания по основным школьным дисциплинам. Помимо этих прелестей школьники бесплатно ходят в бассейн, а ученики из пролицейских и гимназических классов могут получить бесплатные консультации у преподавателей из ВУЗов, у которых со школой подписан договор. В дальнейшем планируется проводить анкетирование, чтобы узнавать у ребят, нравится или нет им то, что происходит в школе.

Ещё одной целью помимо обучения и воспитания, учителя видят «сохранение и укрепление здоровья детей». Этим направлением в школе занимается Людмила Баль, научный руководитель группы по проблемам детства, профессор. На темы здоровья можно говорить по-разному. В ближайшее время в школе появится очередной выпуск «говорящей стены», школьная стена превратится в огромную стенгазету, на которой будут высказаны мысли детей относительно той или иной проблемы. Темы предыдущих выпусков: «курить или не курить», «наркотики — никогда!», «твой образ жизни — какой он?». А ещё в школе есть клуб «Малыши-няньки», где старшеклассники приходят в начальную школу и вместе с малышами разбирают, проигрывая ситуации, «что такое хорошо и что такое плохо».

Мнение психолога

Есть ряд проблем, связанных с реалиями жизни. Кто будет вести эту объёмную работу с детьми после основного учебного времени? На педагоге помимо проведения уроков лежит ещё и ответственность за подготовку занятий на следующий день, проверка тетрадей, подготовка кабинета к следующему учебному дню. В результате «полного дня», возведённого в ранг обязательного продолжения учебной программы, воспитательные функции будут возложены на учителя, который будет контролировать выполнение домашних заданий. При таком ритме работы педагоги неизбежно подвергнутся психоэмоциональному истощению и даже при высоком уровне оплаты из школ начнется «текучка кадров».

Чтобы обеспечить увеличение времени пребывания ребёнка в школе, необходимо соблюдать и санитарные условия, убирая коридоры и классы дважды в день. На кого будут возложены эти обязанности?

У школы полного дня должно быть увеличено количество штатных психологов, должны быть созданы кабинеты для релаксации, так как дети перегружаются общением друг с другом в учебной обстановке, повышается уровень агрессии и раздражения. Так же мало говорится о том, что количество гиперактивных детей возросло за последние годы до 40%. Эти дети отличаются повышенной двигательной активностью, сниженной концентрацией внимания. От общего переутомления им сложно удерживать себя в социальных рамках поведения. Им необходимо частая смена деятельности, много движения и руководство специально-подготовленных к работе с этой категорией детей педагогов и психологов. Длительно находясь в ограниченном пространстве школы, такой ребёнок под любым предлогом будет стремиться вырваться за границы территории. Возможно ли реально перестроить программу школы полного дня с учётом того, что гиперактивных детей в современной школе очень много? Кто будет переподготавливать персонал, педагогов и воспитателей? Родители же с удовольствием отдадут активного, сложного ребёнка под попечение учителя до 18 часов, чтобы полностью снять с себя ответственность за успеваемость собственного чада.

Школа «полного дня» — интересная и нужная система, но для осуществления её в качестве общегородской программы необходимо учитывать экологичность её для детей и педагогов. В создании новой современной системы продлённого обучения должны принимать участие детские психо-физиологи, специалисты по педагогической психологии и психологии труда, педиатры. Только на научном «фундаменте» нужно строить здоровую школу «полного дня».

Беседу с психологом Татьяной Филипповой вела журналист Анна Смирнова

Смотрите также:

Психологическая служба "МЕДЭП"

Справки и запись на консультации:

Тел.: (495) 781-90-36; 8 (916) 197-80-50

Руководитель отделения психологии
Филиппова Татьяна Викторовна