- Как прошли твои летние каникулы?
- Со скоростью интернета.
Летние каникулы крайне важны для психологического здоровья детей. Ребенок получает необходимую передышку- его организм восстанавливается после стрессов, накопленных за учебный год. Однако не только школьники нуждаются в режиме перезагрузки, но и их родители. Согласитесь, переживания за чадо, утомление от совместных ежедневных домашних заданий, организация дополнительных занятий - всё это требует ресурсов уже вашей нервной системы.
Как же плавно перевести детей из режима отдыха в режим активной познавательной деятельности? Ваша задача, дорогие родители, состоит в том, чтобы запустить у ребенка «информационный транспорт» по уже имеющимся в его мозге нейродорожкам. Напомнить ему, как писать и считать, а не проверить все знания за предыдущий класс.
Берите короткие смешные рассказики или детские анекдоты для переписывания. Читая забавный текст, наш мозг переключается с напряжения на интерес. Но есть еще и универсальный вариант, объединяющий приятное с полезным.
Приведу пример объединения русского языка и математики.
Инструкция: прочтите ребенку текст. Попросите записать его слово в слово. Не спешите сразу раскрыть интригу окончания истории! После написания текста у ребенка появляется другая задача-найти ответ:
«Петр Петрович поехал на велосипеде в гости со скоростью 15 км в час, а его жена Варвара побежала вперед и спряталась в кустах. Она хотела выскочить вдруг на дорогу и в шутку напугать своего любимого мужа. Петр Петрович проехал на своем велосипеде 2 часа и упал, проехал еще час и опять упал, потом еще час и снова упал. И все три раза - в лужи. Через час после третьего падения Петр Петрович доехал, наконец, до своей спрятавшейся жены. Жена с жутким воем выскочила из кустов, но, увидев вывалявшегося в трех лужах мужа, так сама испугалась, что помчалась домой и добежала туда за 60 минут. Узнай, с какой скоростью мчалась домой испуганная жена Петра Петровича».
В прекрасной книге Григория Остера «Ненаглядное пособие по математике» собраны тексты и иллюстрации, объединяющие искусство письма и математику. Представлены задачки для всех возрастов.
Но если говорить в целом, то, по мнению психологов, вредно:
- Начинать подготовку к новому учебному году со скучных заданий;
- Давать задания слишком рано (до 9 часов) или слишком поздно (после 17 часов). Каждый родитель знает, когда его ребенок с удовольствием посмеётся. Выбирайте своё время;
- Мешать ребенку решать свою задачу самостоятельно. Вы можете делать это вместе, если объясните алгоритм. Решайте рядом, «путайтесь», просите вам помочь;
- Заниматься там, где жарко и душно. Мозгу не хватает кислорода для выполнения интеллектуальных заданий;
- Критиковать ребенка за «кривые» буквы или забытые запятые. Слыша критику, дети проявляют две реакции: тревожность или агрессию. Напоминайте своему ребенку о том, что он умеет и знает, что даже летом многое помнит и у него хорошая координация при письме.
Уважаемые родители! Вы ежедневно очень много делаете для ваших детей. Есть универсальные правила для всех сезонов:
- На один раз «поругать», должно быть три раза «похвалить»;
- Ругайте тихо. Хвалите громко!;
- Как вы разговариваете с ребенком сейчас, так и ребенок будет разговаривать с вами через 20 лет. Он всё вам вернет: и гнев, и терпение.
«Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся».
Альберт Энштейн.
Психолог Татьяна Филиппова
