«Ему говорить, что в стену горох лепить» - народная пословица. В старину, чтобы стручки быстрее раскрывались, хозяйки кидали их об стену, горошины отскакивали. Со временем женщины стали сравнивать этот процесс с не закрепляющимися знаниями у детей -горох не прилипает к стене так же, как некоторые знания не льнут к чадам.
Ребенок запоминает и знает очень много. Ваш труд по воспитанию виден в каждом его деле: умение говорить, держать ложку, быть вежливым-всё это результат многократного повторения того, что было показано и объяснено вами. И таких знаний тысячи!
У взрослого человека много обязанностей. Как сократить расход вашей энергии на постоянные объяснения одного и того же своим детям?
Важно учитывать возраст того, с кем вы говорите. Если в семье нет проблем с взаимопониманием, то нет смысла читать дальше. С уверенностью могу сказать, что у таких родителей есть свои «тайные приемы», которыми они владеют и используют их автоматически. Им не нужны рекомендации по общению.
«Как об стенку горох»- про ваше общение с ребенком? Тогда начну с профессиональных секретов психологов, как быстро устанавливать доверительное общение с детьми.
Секретные приемы психолога:
- учитывай возраст;
- сделай лицо выразительным;
- говори кратко;
- слушай внимательно;
- спрашивай.
У дошкольников и школьников разное восприятие речи взрослого. И то, что малышу объясняется в виде игры или сказки, подростку более полезно услышать в виде краткого логического объяснения.
Про дошкольников
Дети до трёх лет внимательно всматриваются в лицо говорящего. Делая что-то, они полностью поглощены процессом и ожидают от взрослого того же. Если ребенок спрашивает о названии цветка, то говорите именно об этом цветке. Ошибочно рассказывать обо всей поляне. Ваше лицо должно выражать заинтересованность темой разговора. Включите мимику! Это не прием в посольстве, где от присутствующих требуется сдержанность.
Дети воспринимают речь «порционно». Говорите по три-пять коротких предложений за одно объяснение. Делайте паузу. Дайте ребенку возможность осмыслить услышанное.
Слушая ребёнка, сосредоточьтесь на его речи. Заняты? Скажите, когда именно вы сможете поговорить об этом. Но не завтра. «Завтра» для малыша не существует, ведь интерес проявлен сегодня.
Мышление детей построено на речи, на диалоге с другим человеком. Задавая ребенку вопрос, родитель дает ему возможность рассуждать.
Про школьников
«По подражанию». Дети школьного возраста выполняют большую работу и в классах, и дома. Занятия, задания, умственная нагрузка-это утомляет. Приходя домой, маленький человек тоже хочет отдыхать. Как общение дома может быть более комфортным для всех в семье? Проговаривайте чётко и лаконично, что и в какой последовательности будет происходить: мыть руки, переодеться, обедать, математика, гулять. Меньше лишних слов. Говорите уверенно. Лучше, чтоб этим процессом руководил один взрослый или все действовали в единой системе. Все моют руки, приходя домой, все переодеваются, обедают, все делают обязательные домашние или учебные дела, а вечером выходят погулять. Дети учатся по подражанию – они видят, что правила для всех одни и те же, и им легче следовать примеру.
«Витамины для энергии». Поддержка правильного поведения-это гарантия успеха. Похвалить за вымытую чашку полезнее, чем поругать за грязную тарелку. Дети устают от «моральных подзатыльников». «Ты всегда ставишь ровно кроссовки», «У тебя всё ровнее и аккуратнее буквы», «Твои карандаши знают, где их ящик»-такие фразы повышают его уверенность в собственных силах. Настроение у ребенка улучшается, и появляется желание делать так еще и еще.
«Чтение лица». Взрослые в течение минуты думают об очень разных делах и заботах. А дети не хуже психологов «читают» их лица и жесты. Они всегда знают, когда родитель мысленно «не здесь». Поэтому, сочувствуя тому, что ваш ребенок, к примеру, поссорился с другом, пожалуйста, думайте о конкретно этой ситуации. Если на вашем лице отразится что-то типа «А остались ли в холодильнике пельмени?», то быть скандалу. Серьезные беседы требуют включенности обеих сторон. Равнодушие обижает.
И самая-самая-самая большая тайна:
Мальчики конкретны. Говоря с ними, придерживайтесь одной темы беседы, не перескакивайте с «говорили о велосипедах и стали говорить о кедах». Дайте мальчику осмыслить тему и развить ее, если надо. Делайте паузы между темами обсуждения. Десять минут о велосипедах. Пять минут перерыв. Десять минут о кедах.
Девочки легко перепрыгивают с темы на тему. Во время беседы сконцентрируйте их внимание на чём-то одном. Поможет такой прием. Общаясь с девочкой, повторите часть ее фразы, к примеру, «Мама, а в сад хомяка приносили! А мы на дачу поедем?». Надо выбрать одну тему. Решите, какую: «В сад сегодня приносили хомяка? Большого или маленького?». Дальше слушайте подробности.
Помните о том, что в старости вам тоже будут приятны семейные дела и прогулки, похвала и поддержка, внимание к вашим рассказам. И именно в детстве ребенок учиться у вас, как это должно быть.
Психолог Татьяна Филиппова